Ольга Лопухова,

к.псх.н,

доцент института психологии и образования Казанского Федерального Университета

Каюм Газизов,

клинический психолог,

к.х.н, тренер-преподаватель верховой езды 


Ипповенция – это путь к себе через лошадь. На первый взгляд кажется, что человек идет к лошади, к ее принятию, а в итоге приходит к лучшему понимаю себя. Происходит это благодаря контакту со значимым другим, причем с таким, с которым действительно надо считаться и – что очень важно – договариваться! 

Лошадь – это сильное и крупное животное. Одно уже ее присутствие рядом не может остаться незамеченным. Что будет, если вам на ногу наступит собака? А теперь представьте, что это же сделает лошадь. Ощутили разницу? Да и заставить лошадь, например, идти туда, куда она не хочет, очень сложно. В отличие от той же кошки, которую можно просто перенести. 

Важно помнить и о специфике восприятия лошади человеком. Мы многое воспринимаем неосознанно, через глубинные ощущения. С научной точки зрения, можно говорить о природном релизере. Например, если лошадь увидит шланг, то, скорее всего, она негативно на него отреагирует, так как на инстинктивном уровне боится змей, даже если никогда их не видела. У нас же лошадь как релизер вызывает положительные чувства: мы восхищаемся ею и даже с некоторым трепетом относимся к этому животному. Причем помимо каких-то биологических основ есть еще и глубокие культурные традиции. Вспомните: уже в самых древних сказках лошадь выступала важным помощником человека.

Кстати, в этом отчасти и кроется различие между ипповенцией и иппотерапией. Все, что касается лечения лошадью (например, нарушение опорно-двигательного аппарата), относится к последнему. Причем всадник там часто пассивен. А ипповенция – это про развитие, психологическую поддержку, коррекцию искажения личности, вызванную внешними факторами (например, травматичными детско-родительскими отношениями). Здесь важно именно взаимодействие человека и лошади в сопровождении психолога, причем оно может быть самым разным, начиная от изучения лошади и ухода за ней и заканчивая совместными прогулками. В ипповенции человек должен осознавать свой контакт с лошадью. Иппотерапия же воздействует в первую очередь на физиологию.

При этом надо понимать, что на самом деле помогает не лошадь (нет у нее такого намерения – это, скорее, наши придумки). Ее воздействие будет положительным и помогающим ровно настолько, насколько грамотно все подаст тренер/психолог и насколько правильно он будет сопровождать динамику взаимодействия человека и лошади. Если бы животное само по себе несло терапевтическую помощь для нас, то тогда не было бы пьяных, матерящихся конюхов или всадников, бьющих лошадей. Они почему-то не решают свои проблемы, не развиваются и не пребывают в состоянии гармонии, несмотря на постоянный контакт с лошадью.  

Для лошади, кстати, занятия ипповенцией (если они, конечно, правильно организованы) это самое щадящее и полезное взаимодействие с человеком. И для этого подходят любые лошади, даже хромые или с некоторыми поведенческими проблемами (но исключительно безопасные для человека!). Более того, проблемы со здоровьем у лошадей даже могут быть использованы для некоторых аналогий у клиента. К тому же такое состояние животного несет в себе психотерпавтическое начало, поскольку вызывает у человека стремление заботиться о другом существе. А это, в свою очередь, является мощным механизмом для преодоления депрессивных расстройств. Ведь это не игра, не тренинговая технология, а самая настоящая реальность. И подобные занятия помогают людям выйти из внутреннего кризиса, когда они переключаются на заботу о лошади. 

Но при этом важно, чтобы животное не было «забито» (а еще лучше, чтобы оно прошло «табунное воспитание») и не превратилось в симулятор «воздействие – ответ». 

Что же касается рисков для лошади в ипповенции, то они все-таки есть. Например, разбалованность, которая развивается при неправильном угощении. Хотя… это уже, скорее, риски для организатора. Неочевидной, на первый взгляд, может быть и проблема, связанная с верховой ездой. Когда клуб полностью от нее отказывается, переходя исключительно на ипповенцию, причем в псевдогуманистическом представлении, это может обернуться для лошадей абсолютным отсутствием тренинга, что равносильно ситуации, когда человек вдруг перестал работать и двигаться и теперь только ест, спит и лежит на диване. 

Для людей же ипповенция будет полезна и поможет всем тем, кто пришел в нее. Те же, кто равнодушен к лошадям и не открыт к такому опыту, наверное, и не придут. С осторожностью ипповенцией стоит заниматься тем, у кого есть аллергия. В остальном техники данного направления перекрывают практически все существующие случаи психотерапевтических запросов. 

И если к людям и лошадям, участвующих в ипповенции, требования минимальны, то к тому, кто проводит эти сессии, они достаточно строгие. Тренер/психолог должен хорошо разбираться в лошадях, знать их психологию и биологию, понимать, что нужно для их благополучия, правильно трактовать их поведение и правильно выстраивать взаимодействие с ними, прививать им уважение к людям. Нужно уметь определять состояние лошади, чтобы вовремя увидеть, когда стоит, например, оградить ее или отвести в сторону. И, конечно, это должен быть специалист, который хорошо знает свое дело как психолог-консультант, психотерапевт, педагог-психолог. Он должен понимать и видеть динамику, которая происходит с человеком, и предложить ему дальнейшее развитие.

В последнее десятилетие стала развиваться прикладная психотерапия. Люди обращаются к психологу во всех случаях, и помощь перестала быть только «классической», в рамках кабинета. Меняется сознание общества в целом, переходя от антропоцентрической концепции на природоцентрическую. Коснулось это и отношения к лошади. Если раньше человек задавался вопросом, как он может использовать это животное и что от него получить, то теперь стремится понять его, приблизиться к нему, создать для него природосообразные условия жизни. И потом уже как следствие такого подхода получить какие-то преимущества от взаимодействия с лошадью. 

В связи с этим нам видится, что ипповенция будет развиваться и в будущем. Мы можем наблюдать это и на примере Запада, от которого отстаем лет на 30. Да даже и с экономической точки зрения клубам выгоднее заниматься ипповенцией, чем спортом. Еще 5 лет назад, когда мы начали работать в данном направлении, то сталкивались с удивлением, непониманием, скепсисом. Но даже за непродолжительное время уже произошел мощный скачок, образовалось много клубов, которые занимаются ипповенцией. А дальше, на наш взгляд, мы и вовсе будем наблюдать взрыв интереса к этому направлению.

Когда к нам приходят опытные практикующие психологи для знакомства с нашей работой, мы начинаем им рассказывать методологию и теорию нашего подхода, однако главное действующее начало в ипповенции – это среда любви и взаимного доверия, которая формирует чувство благодарности и восхищения к этому благородному животному! 


Связаться с экспертами:

Каюм Газизов, WhatsApp: +7(937)008-888(восемь), E-mail: kajumgas@mail.ru


3 комментария

  1. Александра, большое спасибо за Ваш творческий подход к теме! Чувствуется насколько это Вам близко!

  2. Ирина и Лана, восхищаюсь Вашей энергией и последовательностью в формировании качественно новой философии отношения человека к лошади! Низкий поклон и искреннее уважение в Вашем подвижничестве! Здоровья Вам, Вашим питомцам и Вашей команде , в которой я надеюсь тоже состою)))

    1. Author

      Каюм, благодарю за такие теплые слова. Очень взаимно! Конечно наше дело общее и такое нужное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *