Миф о необходимости двигать ноги лошади, чтобы добиться ее успокоения и «уважения»

Автор: Джесси Сэмс. Animal Behaviour and Trauma Recovery Service and Beeching Horse Behaviour.

Переведено и опубликовано с разрешения.


Понимание методов, которые мы используем с лошадьми, имеет решающее значение не только для хороших отношений, но и для позитивного благополучия.

«Двигайте ноги лошади» — это совет, который часто делают тренеры, особенно те, кто использует Naturals Horsemanship (НХ или мягкие методы, прим. перев.). Часто это делается с целью либо успокоения лошади, либо в качестве наказания за кажущееся неправильное поведение лошади, чтобы добиться ее «уважения» и утвердить свое доминирующее положение, либо как способ содействия обучению. Идея завоевания уважения основана на непонимании поведения лошадей, этологии лошадей (естественного поведения лошадей) и отношений между лошадьми и людьми. (Hartmann et al, 2017, Rees, 2017, Fenner et al , 2019). 

Понятие уважения — это человеческая конструкция, которая чаще всего используется тренерами Naturals Horsemanship (Birke, 2007, Fenner, et al, 2019)

Уважение же определяется как (Кембриджский словарь, 2020):

a) Чувство или понимание того, что кто-то или что-то является серьезным, важным и т.д. и с ним следует обращаться соответствующим образом.

б) Чувство восхищения кем-то или чем-то, кто, по вашему мнению, обладает хорошими качествами или идеями.

в) Вежливость, забота, почет и внимание, проявляемые по отношению к кому-то или чему-то, что считается важным.

г) Чувство, что что-то или кто-то является правильным и важным, и вы не должны пытаться навредить или изменить это.


Тренеры Naturals Horsemanship некорректно стремятся подчеркнуть значимость иерархии во взаимодействии лошади и человека (McGreevy et al, 2009, Henshall and McGreevy. 2014, McGreevy et al , 2017, Fenner et al , 2019).  Наиболее тревожным аспектом понятия уважения является то, что оно подразумевает под собой субъективные ментальные состояния, которых у лошадей может вовсе не быть. (Cozzi et al, 2014, Schmict et al, 2019).  Как следствие, понятие уважения может располагать людей прибегать к наказанию, что негативно сказывается как на благополучии, так и на отношениях между лошадью и человеком. (Fenner et al, 2019, Hartmann et al, 2017)

Альтернативным объяснением того, что лошадь проявляет «уважение» к человеку, останавливаясь и поворачиваясь к нему лицом, является то, что это, более вероятно, результат формирования поведения через отрицательное подкрепление (Goodwin et al, 2009, McGreevy et al, 2014), и это к тому же не является аффилиативной (дружеской) социальной стратегией, демонстрируемой по отношению к человеку, хотя, возможно, лошадь демонстрирует поведение умиротворения/примирения (Hartmann et al, 2019, McGreevy et al, 2009, Kieson and Abramson, 2019). 

Кроме того, агрессивные взмахи (тряска) поводом или кордой для того, чтобы заставить лошадь быстро отступить назад, приводят к усилению реакции страха, что также влияет на взаимоотношения, заставляя лошадь чувствовать себя небезопасно с человеком, который с ней взаимодействует. Исследования также показывают, что скорость и движение оказывают большее воздействие на лошадь, чем поза (Birke et al, 2011), чтобы заставить лошадь сдвигаться с её места при приближении человека. Это также может указывать на то, что в этот момент лошадь использует не социальную стратегию поведения, а реакцию бегства, намерение убежать от человека (Fenner et al, 2019). Это в свою очередь, скорее всего, повышает реактивность лошади, чем способствует её расслаблению. 

С точки зрения работы нервной системы идея, что движение оказывает благотворное влияние и успокаивает, хорошо документирована у людей (Levine. 2010), но исследований конкретно по лошадям мало (Schmalzl et al, 2015, Hartmann, et al, 2017)

Однако быстрые, принудительные движения, такие как бег лошади по кругу, выбросы (телом) в ее сторону или преследование лошади, будут вызвать реакцию бегства, а не способствовать обучению (Hartmann et al, 2017, Fenner et al, 2019). В таких ситуациях важно понимать, что используется метод flooding (эмоционального «затопления»), когда лошадь подвергается аверсивному стимулу, например преследованию или размахиванию флагом, с наполняемой интенсивностью без реальной возможности убежать (McGreevy et al, 2014, Hartmann et al, 2019)

Блокирование реакции бегства приводит к высокому уровню стресса (Fenner et al, 2019, Budzynska, 2012) и страха у лошади (Hall et al, 2018, Panksepp, 2004, Panksepp and Van Biven, 2012, Payne and Crane-Godreau, 2015)


Частое использование аверсивной амуниции также усиливает реакцию страха из-за боли. С точки зрения поливагальной теории (теории блуждающего нерва, прим. перев.) это может приводить к состоянию «shutdown » или оцепенения (тонической неподвижности) и выученной беспомощности. Такое состояние возникает, когда симпатическая нервная система (акселератор/педаль газа) и дорсальный вагальный комплекс парасимпатической системы (резкий вагальный тормоз/экстренный тормоз) (Porges,2012) находятся на высоком уровне возбуждения (высокий тонус) одновременно (Porges 2017, Schlote, 2017 a, Schlote, 2017, b, Schlote, 2020 , Schwartz and Maiberger,2018).  Что является смешанным состоянием автономной нервной системы (Schlote,2018).

Как следствие, лошадь может «отключаться», цепенеть (входить в состояние тонической неподвижности), а при длительном или повторяющемся воздействии стимула впадать в состояние выученной беспомощности (Hall et al, 2008).

Также это может происходить и при отсутствии безопасной связи и ко-регуляции с тренером, что часто имеет место в подобных ситуациях (Schlote, 2017a, Schlote, 2017,b, Schlote,2020)

В то время, как при низком уровне возбуждения дорсального вагального комплекса (низкий тонус), оказывается противоположный эффект, который поддерживает состояние восстановления – «отдых и переваривание» (Porges, 2017). Оцепенение или тоническая неподвижность отличаются от реакции замирания, которая связана с ориентацией в окружающей среде для оценки угрозы (Levine, 2010).

Во время подобных тренировок ось HPA (ось гипоталамуса, гипофиза и надпочечников)* многократно активизируется, вырабатывая кортизол и другие гормоны, особенно при отсутствии ко-регуляции, и часто приводит к физиологическому и эмоциональному вреду, вызывающему проблемы с поведением или трудности с эмоциональной стабилизацией (Schlote, 2017, Porges, 2017). 


С этологической точки зрения существует неправильная интерпретация социального поведения лошадей и этологии (естественного поведения) (Rees, 2017, Fenner et al, 2019). Нет доказательств существования жесткой иерархии доминирования в лошадиных семьях, вместо этого роли более подвижны и гибки (Rees,2017, Kieson et al,2019). Более того, существуют выученные отношения, которые призваны снизить открытую агрессию до уровня запугивания и ритуального или символического подчинения (Rees,2017).

Агрессия выше у домашних лошадей из-за высокого уровня стресса и ограничений окружающей среды (Rees,2017, Hartmann et al,2012, Pierard et al, 2019). Важно понимать, что агрессия или повторяющаяся активация реакции «бей-беги» требует больших метаболических затрат, разрушает социальные связи и сплоченность группы (Fureix et al, 2012, Rees, 2017). Лошадь редко будет гонять или «двигать ноги другой лошади», а если это и происходит, то, как правило, очень недолго и прекращается, как только лошадь, осуществляющая преследование, получает доступ к желаемому ресурсу или достаточного для неё личного пространства. И это, безусловно, не частое явление (Pierad et al, 2019, Van Direndock and Sprujit, 2012)

Иногда можно довести и без того тревожную лошадь до возбуждения и повышения её реактивности, когда мы посылаем ее через выпады телом, чтобы «успокоить». Я уверена, что в таких случаях это может оказаться больше плацебо для тренера, хотя у меня нет исследований, подтверждающих это. Если кто-то знает о каких-либо исследованиях, пожалуйста, дайте мне знать. 


Существуют другие способы помочь лошади расслабиться, не зависимо от задач, и они будут выглядеть по-разному в зависимости от лошади. Стресс, напряжение или беспокойство, которые испытывает лошадь, могут быть связаны со многими вещами, не относящимися напрямую к тренингу, включая ее распорядок дня (перемены могут быть очень тревожными для некоторых лошадей), ее отношения с нами, нашу собственную саморегуляцию или дисрегуляцию, удовлетворение ее видовых потребностей (свободный корм, друзья и свобода (много движения, не связанного с работой, которую мы от нее требуем)), диета или ее недомогание или боль.

Боль, в частности, бывает очень трудно диагностировать (вспомните, сколько людей ходит вокруг с недиагностированной болью, а мы говорим и можем описать свой дискомфорт).

Некоторые лошади, как и мы, могут быть генетически предрасположены к страху, и реагировать в зависимости от их прошлого опыта. Тем не менее, броски телом (посылы) в сторону лошади могут выполняться хорошо и правильно (чего можно добиться и с помощью положительного подкрепления), а движение лошади может уменьшать тревогу, но это сильно зависит от типа движения и конкретной ситуации.

Медленные и успокаивающие движения могут быть полезнее, как и предоставление лошади времени, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке и принять ее, если это то, что ей нужно. При хорошей работе выпады в ее сторону и посылы также могут быть полезны для создания гибкости и баланса, добавляя словесных сигналов для шага, рыси и галопа, постепенного введения более быстрых аллюров безопасным способом, не вызывающим реакцию бегства. 

Что же касается обучения и воздействия на мышление лошади (при пугающих выпадах в сторону лошади), происходит повторная активация оси HPA, вызывающая выброс кортизола и других химических веществ, что в таких случаях снижает способность к обучению, за исключением потенциально усиливающегося выученному страху, создающего негативные ассоциации с манежем или даже с самим человеком (определенно не то, чего мы хотим). 

Я также не имею в виду, что если лошадь остывшая, то мы не можем разогреть ее должным образом, адекватное прогревание через движение имеет решающее значение для ее самочувствия. 

Исключение составляют случаи, когда лошадь была изолирована или находилась на денниковом отдыхе, тогда она может «взрываться» в результате пост-ингибиторного восстановления. Это приводит к увеличению локомоции после периода ограничения движения (Friere et al, 2009). Что тоже важно аккуратно регулировать различными способами, подходящими для конкретного животного, включая следование за целью (элемент кликер-тренинга, прим. перев.) или размещение небольшого количества сена или ведра с небольшим количеством несладкого корма, чтобы поощрять лошадь к исследованию (Batson in Rogers , 2018, p 180).

Наконец, решение «двигать ноги» не устраняет первопричину, и если нежелательная реакция действительно исчезает, то это, скорее всего, результат подавления поведения посредством наказания, а не разрешения самой проблемы. Это также не содействует изучению источников поведения, которое «управление ногами лошади» призвано устранять.

Поведение — это многогранный и сложный процесс, включающий генетику лошади, ее раннюю историю, состояние здоровья, рацион, текущую среду, взаимоотношения человека и лошади, а также другие факторы. 


Примечание:

Ось HPA (ось гипоталамуса, гипофиза, надпочечников) является основной в нейроэндокринной системе, которая контролирует реакции на стресс и регулирует многие процессы в организме, включая пищеварение, иммунную систему, настроение и эмоции, сексуальность, а также накопление и расход энергии (https://en.wikipedia.org/wiki/Hypothalamic–pituitary–adrenal_axis)


Ссылки используемые в статье:

Birke, L., 2007. Learning to speak horse»: The culture of» Natural Horsemanship. Society & Animals, 15(3), pp.217-239.

Birke, L., Hockenhull, J., Creighton, E., Pinno, L., Mee, J. and Mills, D., 2011. Horses’ responses to variation in human approach. Applied Animal Behaviour Science, 134(1-2), pp.56-63.

Budzyńska, M. (2014) «Stress reactivity and coping in horse adaptation to environment.» Journal of Equine Veterinary Science 34, no. 8 :935-941.

Cozzi, B., Povinelli, M., Ballarin, C. and Granato, A., 2014. The brain of the horse: weight and cephalization quotients. Brain, behavior and evolution, 83(1), pp.9-16.

Respect (2020) : In The Cambridge Online Dictionary 

Fenner, K., Mclean, A.N. and McGreevy, P.D., 2019. Cutting to the chase: How round-pen, lunging, and high-speed liberty work may compromise horse welfare. Journal of Veterinary Behavior, 29, pp.88-94.

Freire, R., Buckley, P., & Cooper, J. J. (2009). Effects of different forms of exercise on post inhibitory rebound and unwanted behaviour in stabled horses. Equine Veterinary Journal, 41(5), 487-492.

Fureix , C., Jego, P., Henry, S., Lansade, L. and Hausberger, M., 2012. Towards an ethological animal model of depression? A study on horses. PloS one, 7(6). 

Fureix, C., Bourjade, M., Henry, S., Sankey, C. and Hausberger, M., 2012. Exploring aggression regulation in managed groups of horses Equus caballus. Applied Animal Behaviour Science, 138(3-4), pp.216-228.

Goodwin, D., McGreevy, P., Waran, N. and McLean, A., 2009. How equitation science can elucidate and refine horsemanship techniques. The Veterinary Journal, 181(1), pp.5-11.

Hall, C., Goodwin, D., Heleski, C., Randle, H. and Waran, N., 2008. Is there evidence of learned helplessness in horses?. Journal of Applied Animal Welfare Science, 11(3), pp.249-266.

Hall, C., Randle, H., Pearson, G., Preshaw, L. and Waran, N., 2018. Assessing equine emotional state. Applied animal behaviour science, 205, pp.183-193. 

Hartmann, E., Søndergaard, E. and Keeling, L.J., 2012. Keeping horses in groups: A review. Applied Animal Behaviour Science, 136(2-4), pp.77-87.

Hartmann, E., Christensen, J.W. and McGreevy, P.D., 2017. Dominance and Leadership: Useful Concepts in Human–Horse Interactions?. Journal of Equine Veterinary Science, 52, pp.1-9.

Henshall, C. and McGreevy, P.D., 2014. The role of ethology in round pen horse training—A review. Applied Animal Behaviour Science, 155, pp.1-11.

Kieson, E., Lundgren, K., Abramson, C. I.. (August 2019) Preliminary Findings of Observations of Affiliative and Stress Behaviors in Large Horse Herds with Variations in Resources. 15th Annual Conference for the International Society for Equitation Science, Guelph, Ontario, Canada.

Levine, P.A., 2010. In an unspoken voice: How the body releases trauma and restores goodness. North Atlantic Books.

Lohrasbe, R.S., 2019. EMDR Therapy and Somatic Psychology: Interventions to Enhance Embodiment in Trauma Treatment, by Arielle Schwartz and Barb Maiberger.

McGreevy, P.D., Henshall, C., Starling, M.J., McLean, A.N. and Boakes, R.A., 2014. The importance of safety signals in animal handling and training. Journal of Veterinary Behavior, 9(6), pp.382-387.

Payne, P. and Crane-Godreau, M.A., 2015. The preparatory set: a novel approach to understanding stress, trauma, and the bodymind therapies. Frontiers in human neuroscience, 9, p.178.

Panksepp, J., 2004. Affective neuroscience: The foundations of human and animal emotions. Oxford university press.

Panksepp, J. and Biven, L., 2012. The archaeology of mind: neuroevolutionary origins of human emotions (Norton series on interpersonal neurobiology). WW Norton & Company.

Pierard, M., McGreevy, P. and Geers, R., 2019. Effect of density and relative aggressiveness on agonistic and affiliative interactions in a newly formed group of horses. Journal of Veterinary Behavior, 29, pp.61-69.

Porges, S.W., 2011. The polyvagal theory: neurophysiological foundations of emotions, attachment, communication, and self-regulation (Norton Series on Interpersonal Neurobiology). WW Norton & Company.

Porges, S.W., 2017. The pocket guide to the polyvagal theory: The transformative power of feeling safe. WW Norton & Co.

Rees, L., 2017. Horses in Company. The Crowood Press.

Schmalzl, L., Crane-Godreau, M.A. and Payne, P., 2014. Movement-based embodied contemplative practices: definitions and paradigms. Frontiers in human neuroscience, 8, p.205.

Schmidt, M.J., Knemeyer, C. and Heinsen, H., 2019. Neuroanatomy of the equine brain as revealed by high-field (3Tesla) magnetic-resonance-imaging. PloS one, 14(4).

Schlote, S. (2017b). How Somatic Experiencing and Attachment Principles Can Increase Safety and Welfare in Equine-Assisted Interventions and Horsemanship Approaches. In I. Parent (Ed.), A Horse is a Horse, of Course: Compendium from the First International Symposium of Equine Welfare and Wellness (Part 2). Createspace Independent Publishing Platform.

Schlote, S. (2017a). Applying a Trauma Lens to Equine Welfare. In I. Parent (Ed.), A Horse is a Horse, of Course: Compendium from the First International Symposium of Equine Welfare and Wellness (Part 1). Createspace Independent Publishing Platform.

Schlote, S. (2020). EQUUSOMA Fundamentals I [online training]. Guelph, ON: EQUUSOMA.

VanDierendonck, M.C. and Spruijt, B.M., 2012. Coping in groups of domestic horses–Review from a social and neurobiological perspective. Applied animal behaviour science, 138(3-4), pp.194-202.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *