Ипповенция: цены и ценности

В России ипповенция как профессиональное направление появилось относительно недавно, и как что-то новое оно вызывает одновременно большой интерес и некое недоверие. При этом обучение или сессии по ипповенции стоят дорого и доступны далеко не каждому. 

И если с конным прокатом, обучением верховой езде или иппотерапией все более-менее понятно: какие цели ставятся, чем занимаются и какого результата можно достичь – то с ипповенцией все пока не так однозначно. 

И важно понимать, что можно получить и в чем может быть польза, чтобы решить, стоит ли отдавать «свои кровные» за участие в сессии или обучение по данному направлению.

Давайте для начала определим, что же это вообще такое. 

Если рассматривать в самом широком смысле слова, то ипповенция – это специально организованное взаимодействие человека и лошади, направленное на личностное развитие (обучение и тренинги), психологическую, поведенческую коррекцию и терапевтическое воздействие (психотерапию).


Цена, или Почему так дорого?

Наверное, это один из первых вопросов, который возникает при виде цен на сессии по ипповенции или обучение. И причины для этого могут быть разные: 

— уникальное направление, требующее специальных знаний и навыков из разных областей, таких как психология людей и лошадей, педагогика, психотерапия, философия, работа с лошадью, их содержание и т.д. Чтобы освоить необходимый объем информации самому специалисту (или же передать его, если он выступает в роли учителя), требуется много временных и финансовых инвестиций и сил;

— новизна. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Все, что появляется впервые и поначалу является еще достаточно редким, вызывает интерес и любопытство. И, с одной стороны, это здорово и классно, когда на стыке разных сфер и наук рождается что-то качественно новое, приносящее пользу благодаря объединению лучшего из разных областей. А с другой, к сожалению, открывается возможность для тех, кто ищет быстрого и легкого заработка, пользуясь «модным течением» и не собираясь при этом действительно помогать людям. 

— себестоимость сессий и программ. Если сравнивать с обычным тренингом в офисе, обучением в классе и сессией у психолога онлайн или в кабинете, то для ипповенции, как минимум, еще нужны лошади. Причем содержаться они должны по принципам 5 свобод (иначе невозможно иметь здоровую лошадь, подходящую для такой работы). Также требуется аренда и организация достаточно большой площадки для работы с людьми. Часто необходима и предварительная реабилитация и/или подготовка лошадей, а значит определенная работа специалиста. 

— отсутствие конкуренции. Отчасти это связано с периодом становления ипповенции в нашей стране. К счастью, сегодня уже можно найти несколько школ, предлагающих обучение ипповенции, и гораздо больше отдельных тренеров, которые готовы провести для вас занятие с лошадью (или лошадьми). Но все же недостаточная конкуренция и разнообразие предложений замедляет процесс развития и лишает возможности сравнить, насколько эффективна может быть работа с лошадью, хотя в рамках ипповенции могут практиковаться совсем разные подходы и методы (с разной пользой для того или иного человека). 

Это похоже на ситуацию, когда в каком-нибудь городе есть единственный конный клуб, который может устанавливать любые цены на свои услуги, потому что конкурентов у него нет. Но стоит появиться второму, как ситуация меняется, так как уже приходится считаться и с другим клубом, и со стоимостью его услуг, и с их качеством.


Ценность, или Как не взять кота в мешке?

Этот вопрос возникает из-за новизны и пока еще недостаточной информации в русскоязычном пространстве. Поэтому и приходится самостоятельно изучать и сравнивать различные, часто англоязычные источники, чтобы понять, подойдет ли имеющееся предложение для решения ваших задач. В противном случае это может выглядеть так, будто вы пришли к психологу с переломом руки. 

Так как получаемая ценность будет зависеть от квалификации специалиста и его метода работы, то лучше всего, обращаясь к нему, задавать все интересующие вопросы по поводу предлагаемых услуг, применяемых методов, а также предполагаемых результатов и их обоснования. Как минимум, удастся понять, насколько он открыт, какие техники использует и какими потенциальными навыками обладает. 

При этом важно помнить, что поскольку ипповенция включает психологическое воздействие, то многое будет зависеть и от самого клиента. Например, насколько он готов к изменениям, случился ли у него контакт с ведущим сессии. И если вдруг после первой встречи приходит понимание, что «что-то не то», это тоже нормально. Как и в работе с психологом: нужно прийти на сеанс, чтобы выяснить, сможет ли вам помочь конкретно этот специалист. 

Само же присутствие лошади, играет немаловажную роль (и об этом подробнее будет в других статьях). 

Например, в тренингах и обучении работа с лошадью значительно ускоряет освоение новых навыков, изменение привычек, и часто имеет еще и дополнительные терапевтические эффекты. На эту тему уже проводились и продолжают проводиться исследования в разных странах.


Безопасность и ответственность

В России пока ситуация такова, что любой может завтра объявить, что ведет сессии или занятия по ипповенции. И хорошо, если это окажется безопасным и принесет удовольствие от общения с лошадью…

Неграмотно организованная работа может оказаться попросту опасной (причем как для человека, так и для лошади). 

Все-таки лошадь – крупное и серьезное животное, а взаимодействие в рамках ипповенции, вовлекающее других людей, требует определенных навыков и знаний, которые важно отработать на практике, а не только прочитать о них в книге или интернете. 

Другая сторона возможной опасности – психологическая. Присутствие лошади способно вызвать сильные эмоции, подсознательные воспоминания и другие психологические динамики, о которых человек может не подозревать до самой сессии. Поэтому даже если вы пришли не на терапию, а для получения или оттачивания каких-то определенных навыков, на вас это может повлиять гораздо больше, чем вы рассчитывали. И если специалист не знает, как вести клиента через такие переживания или же как помочь ему определиться, с каким вопросом и к кому идти дальше, то, как и в случае с плохим психологом/психотерапевтом, клиент рискует либо завуалировать реальную проблему, либо и вовсе укрепить ее. 

Так что и тут ценность работы с опытным квалифицированным специалистом становится очевидной и вполне оправданной.


А что насчет сертификации?

Здесь мы возвращаемся к первому пункту первого вопроса – о синтезе различных областей внутри данного направления. В России, да и в мировой практике, пока не выработаны единые универсальные профессиональные нормы и руководства, регулирующие и регламентирующие направление ипповенции, как, например, в медицине или образовании. Причем этого пока нет и для лошадей, которых можно (или нельзя) использовать в ипповенции. 

И, с одной стороны, такая ситуация раскрывает неограниченные возможности для развития: никто не загоняет никого в строгие рамки. С другой – усложняет процесс выбора и понимание, действительно ли человек или школа могут помочь и соответствует ли предлагаемая ценность цене…

И в этом вопросе свой выбор важно делать осознанно, изучать квалификацию преподавателей и предлагаемые методы, понимать свои цели и помнить, что «опыт» сам по себе, измеряемый лишь годами и ничем иным, не может гарантировать высокое качество и эффективность работы.


Для скептических размышлений

Ипповенция связана с психологией, и она, в свою очередь, еще достаточно молодая дисциплина, которая начала развиваться лишь в конце прошлого столетия (а уж про изучение взаимовлияния людей и животных и говорить нечего: этим исследованиям от силы пара десятилетий). 

И точной ее не назовешь в отличие от той же физики, история которой насчитывает несколько веков, да и эксперименты в ней проводить гораздо легче, нежели изучать человеческое сознание и подсознание (не забываем также и про этичность!). 

Конечно, нейронаука на многое открывает нам глаза, но пазл все равно складывается не сразу: слишком много деталей у мозаики, некоторые из них все ещё перевернуты и не видны, какие-то надо отыскать, а картинка очень сложная. 

К тому же и у физиков далеко не сразу подтверждались теории, а они продолжали открывать человеческой цивилизации новые возможности, опираясь на пытливый ум, личную веру и интуицию. 

Так стоит ли утверждать, что то, что пока еще не измерено, не переложено в цифры и не систематизировано в таблицы, не существует? Не ограничиваем ли мы сами себя этим утверждением?   В конце концов, различные недуги раньше тоже объяснялись проклятиями и наваждениями, а не вирусами и микробами. 


И пусть вопросов, касающихся ипповенции в России и ее дальнейшего развития, пока много, а четкие ответы есть далеко не на все.

Это нормально, поскольку все новое идет по такому пути. Даже Земля в представлении людей не сразу стала круглой (хотя на ее реальную форму изменчивое мнение человечества, к счастью, никак не повлияло). 

Тем же, кто действительно заинтересован в сессиях или обучении ипповенции, хочется порекомендовать: задавайте свои вопросы специалистам напрямую, анализируйте их ответы и… думайте, прислушивайтесь к своему здравому смыслу или интуиции! 

Выбирая специалистов с подтвержденной квалификацией, вы не только помогаете себе и открываете совершенно новый мир – мир, где между человеком и лошадью возникает особая связь (почти как в «Аватаре»), с помощью которой можно решить очень разные задачи. Выбирая квалифицированного специалиста, вы также вносите ценный вклад в становление ипповенции в России. 

А мы продолжим искать и собирать полезную информацию об ипповенции на страницах Equilogy. 


Автор:

Александра Полева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *